Опубликовано

Что надо знать о маркировке табака и табачной продукции

Как работает система маркировки табака

Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используют цифровой код Data Matrix. Это двухмерный код, который наносится на пачку и считывается 2D-сканером. Его наносят на пачки, блоки, коробки. В целом система работает так же, как и ЕГАИС для алкоголя.

Коды для табачной продукции выпускает Центр развития перспективных технологий. Он является разработчиком и оператором ИС МОТП — системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи.

Так в системе маркировки табака пачка сигарет попадает с производства в розницу

  1. Производитель табака запрашивает коды маркировки Data Matrix у ЦРПТ, получает их и наносит на пачки и блоки. Теперь маркированная продукция — на балансе производителя.
  2. Поставщик хочет приобрести 200 блоков сигарет. Производитель через ЭДО — систему электронного документооборота — передаёт поставщику электронную накладную УПД — универсальный передаточный документ. В УПД учтены все коды блоков из партии. Поставщик проверяет марки и принимает УПД.
  3. Поставщик передаёт блоки в магазины. В один — 50 блоков, в другой — 150. Магазин может проверить товары одним из трех способов:
    • доверительная проверка — без сканирования пачек,
    • выборочная — похожа на доверительную, принимающая сторона сканирует только часть пачек из партии,
    • полная — проверяет каждую пачку.
  4. Сигареты поступают в розницу по той же системе и с таким же УПД от поставщика. ИС МОТП это видит — теперь блоки списались с баланса поставщика и перешли на балансы магазинов.
  5. Покупатель приходит в магазин и хочет купить пачку сигарет. Продавец сканирует марку 2D-сканером и продаёт сигареты. Затем онлайн-касса отправляет данные о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в ИС МОТП. Вот и всё — эта пачка списалась с баланса магазина.

Кому и как готовиться к маркировке

Маркировка несёт изменения в бизнес-процессах: приёмке, хранении товаров и продаже. С 1 марта магазины регистрируются в системе маркировки. С 1 июля производители будут выпускать только маркированную продукцию, а магазины смогут распродавать немаркированные остатки. С 1 июля 2020-го продавцы будут работать только с маркированным табаком.

Ответственность за приёмку и продажу немаркированной пачки сигарет будет лежать на магазине: такая пачка будет считаться контрафактом.

Что изменится в бизнес-процессах

Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить систему ЭДО и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, надо выполнять и в системе маркировки.

Хранение. Поскольку товары маркируются в разные сроки, лучше оптимизировать склад: в одном месте хранить немаркированные товары, в другом — маркированные.

Продажа. Чтобы информация о продаже попала в ИС МОТП, на кассе нужно будет отсканировать код Data Matrix. Для этого нужно приобрести 2D-сканер.

Проверяйте коды маркировки при приёмке товара. Сканируйте их, сверяйте с теми, что перечислены в накладной УПД. Не принимайте товар, которого нет в накладной.

Как подготовиться к маркировке табачных изделий

Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.

До 30 июня 2019 года идет обязательная регистрация производителей и магазинов в системе маркировки.

Что нужно для продажи маркированных сигарет

  1. Приобрести квалифицированную электронную подпись (КЭП) для приёмки и отправки УПД                                       (обратиться за получением подписи можно к нашим специалистам).
  2. Зарегистрироваться в системе маркировки на сайте «Честный знак».
  3. Купить онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, или обновить прошивку на существующей.                                        (Наши специалисты проконсультируют в выборе онлайн-кассы для вашего бизнеса)
  4. Заключить договор с ОФД, если он не заключен.
  5. Заключить договор с оператором ЭДО.
  6. Приобрести 2D-сканер для сканирования кода Data Matrix вы можете в нашем магазине «ТЕХЦЕНТР»  по адресу г.Орск пр.Мира, 20