Опубликовано

Онлайн-касса для перевозчиков с 1 июля 2019 года 

Перевозки людей на коммерческой основе относятся к сфере услуг, в силу чего попадают под новую редакцию закона № 54-ФЗ. Изменения коснулись всех видов автобусных маршрутов: городского транспорта, междугородних рейсов, туристических перевозок и т. д.

Вне зависимости от используемой владельцем транспорта системы налогообложения, каждая единица техники на маршруте должна быть оснащена кассой для автобусов, способной отправлять электронную информацию как в ОФД, так и в специфическую для отрасли организацию — Федеральное предприятие «ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Такой порядок расчетов является нормой законодательства.

Касса в автобусе: для кого с 1 июля 2019 истекает отсрочка

Как и прочие услуги, автобусные перевозки обязуются организовать передачу фискальных документов в ФНС в онлайн-формате. Законодательство оговаривает необходимость немедленной печати чеков после принятия оплаты. Так как исполнение данного требования в определенных ситуациях затруднительно, установка касс в некоторые виды маршрутных автобусов была отложена до 1 июля 2019 года. В этом случае собственники касс используют бланки строгой отчетности, заполненные в соответствии с нормами 54-ФЗ.

Летом 2019 года должен состояться полный перевод автобусов на новый формат отчетности. Все категории собственников, пользующиеся льготами, могут приобрести ККТ требуемого образца заранее. В этом случае до регистрации в ФНС их эксплуатируют как чекопечатающие устройства без онлайн-трансляции информации.

 

Закон о кассах в автобусах: кому надо устанавливать новые ККТ

Согласно нормам 54-ФЗ, все организации, занятые перевозкой пассажиров, вне зависимости от размера их автопарка, правового статуса компании и типа налогообложения, должны перейти на использование кассовой техники нового образца. Так как в чек вносятся данные о юридическом адресе собственника кассы возникает вопрос о физическом месте размещения ККТ – в офисе предприятия или в салоне ТС. В том случае, если рассматривается ситуация реализации билетов на самом маршруте, регламентированный законом о кассах пятиминутный отрезок от оплаты до выдачи чека автоматически предполагает размещение ККТ непосредственно в автобусах.
Исключением служат варианты, при которых:

-продажа билетов проводится заблаговременно;
-компания заключила длительное соглашение на рейсы по согласованным маршрутам с единовременным расчетом за услугу;
-был арендован корпоративный транспорт, и др.
В чеке указываются регистрационный номер, модель и марка ТС. Дополнительные реквизиты — длительность маршрута, зона действия и т.д. прописываются в зависимости от утвержденной формы билета.

Штрафы за отсутствие или неприменение касс

За неприменение ККТ в маршрутном транспорте после установленного срока законодательство предусматривает наложение штрафов. Статья 14.5 КоАП указывает ставку для водителей, кондукторов и иных должностных лиц в размере от 25 % до 50 % суммы неустойки, но не менее 10000 руб. Для организаций всех форм собственности цена нарушения составит от 75 % до 100 % суммы, но не менее 30000 рублей.

При выявлении повторных нарушений в отношении должностных лиц может быть применена дисквалификация сроком до 2 лет (в том случае, если сумма неучтенных операций превысила 1 млн). Для юридических лиц в этом случае предусматривается приостановление коммерческой деятельности на период до 90 дней.
Применение касс в автобусах с нарушением установленного стандарта (сроков и условий регистрации оборудования, порядка его применения, эксплуатация ККМ, не соответствующих технологическим требованиям и др.) влечет предупреждение или наложение штрафа размером от 1500 до 3000 рублей — для должностных лиц и ИП и от 5000 до 10000 рублей — для организаций любых форм собственности.

Непредоставление документов представителям надзорных органов влечет за собой предупреждение или штраф в размере до 2000 руб. для должностных лиц и до 10 000 руб. для самой организации.
Выбор формата налагаемых санкций (штраф или предупреждение) оставлен на усмотрение налогового инспектора.

Требования закона о кассах в автобусах

Эксплуатация коммерческого транспорта, не оснащенного фискальным оборудованием нового поколения, противоречит концепции кассовой реформы. Кассы, по закону пригодные для установки в автобусы, отличаются от прочего расчетного оборудования для торговых сетей или выездных коммерческих точек.    При выборе техники, соответствующей требованиям надзорных органов, необходимо ориентироваться на специфический функционал, важный для транспортного средства:

— Проведение оплаты за наличный расчёт, по банковским или транспортным картам на маршрутах городского, пригородного и междугороднего сообщения.
— Автономная работа в течении 8 и более часов с функцией дозарядки от аккумулятора и бортовой сети ТС.
— Совместимость с различными мобильными операторами для отслеживания местонахождения ККТ.
— Термопринтер, способный печатать ежедневно более 1000 чеков за смену, даже при перепадах температуры и влажности.
— Возможность связи со стационарными платежными системами, которыми оснащен автобус (например, ТОР-1ф на поручнях).
— Ударопрочное исполнение техники.

Оптимальным форматом кассового оборудования для автобусов являются смарт-терминалы, объединяющие в себе принтер для кассовых чеков, планшет и фискальный накопитель. Важным фактором является наличие нескольких USB-интерфейсов для подключения периферийных устройств.

В офисах транспортных компаний и городских кассах допускается использование фискальных регистраторов. Этот вид оборудования характеризуется высокой производительностью, что позволяет упростить учет кассовых операций и повысить скорость обслуживания клиентов.

С актуальным списком моделей техники, допущенной к использованию в расчетных операциях при выполнении работ или оказания услуг, можно ознакомиться в государственном Реестре