Опубликовано

Обязательная маркировка табака!

Маркировка табака

С 1 марта 2019 обязательной маркировке подлежит табачная продукция согласно распоряжению Правительства Российской Федерации №792-р.

Что необходимо, чтобы организовать систему маркировки в магазине

  • Онлайн-касса с возможностью расшифровки номенклатуры
  • 2D-сканер штрих-кода для считывания кода маркировки Datamatrix
  • Обновление товароучетной системы и ПО кассы для работы с маркировкой
  • Электронный документооборот
  • Электронная цифровая подпись (если ранее не оформлялась)

Для участников оборота табачной продукции ввод обязательной маркировки потребует изменений в привычной системе работы:

  • Каждая пачка табачного изделия будет обязательно маркироваться 2D-штрих-кодом DataMatrix, в котором будет содержаться информация продукции, серийном номере и идентификационном коде.
  • Теперь документы на оптовую куплю-продажу сигарет будут проходить через ЭДО (электронный документооборот). В электронной накладной будет содержаться информация о кодах маркировки передаваемой продукции. Данный документ по итогам подписания его с двух сторон будет передаваться в информационную систему прослеживаемости и фиксировать переход прав собственности от одного участника к другому.
  • Изменяется система приемки сигарет от поставщика. Становится обязательной сверка кодов маркировки на поставленных упаковках и в УПД. Приемку сигарет можно произвести только если все коды маркировки совпали.
  • Меняется кассовый чек при розничной продаже сигарет. Считанная сканером штрихкода информация с пачки попадает в кассовый чек.
  • Организации розничного звена должны заключить договор с ОФД (оператором фискальных данных) о передаче в ИС МОТП информации о проданных табачных изделиях, для дальнейшего вывода продукции из оборота.
С 01.03.19  регистрация производства и импорта сигарет — введение их в оборот. На подключение к системе маркировки табака производителям и импортерам дается срок до 01.07.19. С этого времени любая новая пачка сигарет попасть в оборот в нашей стране может только с маркировкой. Одновременно начинается обязательная регистрация продаж маркированных сигарет на кассе магазинов и ресторанов – вывод маркированных сигарет из оборота. Дальше система маркировки табака начинает работать в режиме «черного ящика» — регистрируется только ввод сигарет в оборот и их вывод из оборота, все, что происходит между этими событиями для системы остается неизвестным. Такая ситуация продлится ровно год, до 01.07.2020. До этого момента оптовики и дистрибьюторы будут обязаны также подключиться к системе и регистрировать в ней все движения маркированного табака. Оборот немаркированных сигарет и папирос при этом будут запрещен. Это означает, что запасы и остатки немаркированных сигарет будет необходимо распродать до 01.07.2020. Никаких процедур маркировки остатков и их введения в оборот не предусмотрено.
Предприятия, осуществляющие розничную торговлю табачной продукцией, должны зарегистрироваться в информационной системе мониторинга за оборотом товаров, маркированных средствами идентификации – в срок с 1 марта 2019 года по 30 июня 2019 года (включительно) либо после 30 июня 2019 года в течение 7 календарных дней с момента возникновения необходимости осуществления деятельности, связанной с розничной продажей табачной продукции. Регистрация осуществляется на сайте ЧестныйЗнак.рф.

Как работает маркировка табака

Информация о произведенной продукции будет прослеживаться на протяжении всего жизненного цикла — от производства (импортирования) до продажи конечному потребителю в розничном магазине, либо иному выбытию, например, списанию в результате порчи.

На каждой пачке сигарет будет нанесен двухмерный код формата Data Matrix. В коде шифруется следующая информация:

  • наименование марки сигарет;
  • дата производства;
  • место производства;
  • время выработки.

Подделать или скопировать такой код невозможно. Защита от подделки обеспечивается за счет применения уникального кода проверки.
Штрихкод включает в себя код идентификации товара: индивидуальный номер товарной позиции в едином каталоге и уникальный код экземпляра товара, а также зашифрованный криптографией код проверки, генерируемый оператором системы.