Опубликовано

Маркировка

В России вводится система маркировки, которая выведет бизнес на качественно новый уровень, гарантируя подлинность и качество товаров.

Маркировка — нанесение на товар или его упаковку особого цифрового кода. Код может наноситься на ярлык из ткани или картона (на лекарстве — на этикетку, на алкоголе наклеивается на тару), который позволяет полностью отслеживать движение товара в цепочке «производитель — покупатель».

Код маркировки представляет собой штрих-код — зашифрованную последовательность символов. В основном используется разновидность штрих-кода, которая называется DataMatrix. Фактически код маркировки есть средство идентификации товара и содержит в зашифрованном виде значительный объем информации о товаре. Каждая единица товара помечается уникальным идентификатором.

Принципы работы обязательной маркировки установлены Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 791-р.

Для чего нужна маркировка

Маркировка позволит создать единую систему подлинности товаров и повысить прозрачность рынка. По марке можно будет узнать всю историю товара — с момента «рождения» и до того, как он попал к вам в руки. Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на №487-ФЗ от 31.12.2017. Он вносит изменения в более ранние законы о торговле и кассах. 487-ФЗ запрещает продавать и вводить в оборот товары, которые не отвечают требованию о маркировке.

Какие товары должны маркироваться в 2019 и 2020 году

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 95

 

Название товара

Срок маркировки

Правовое основание (нормативный акт)

Комментарии

Обязательная маркировка товара – перечень до 2019 года

Шубы и другие меховые изделия

С 12.08.2016

  • Правительственное Постановление № 787 от 11.08.2016;
  • Соглашение ЕАЭС о реализации пилотного проекта по маркировке меховой одежды от 08.09.2015 (ныне отменено, но именно оно определило срок начала маркировки шуб и других изделий из меха)

В перечень включены предметы одежды:

  • из норки;
  • из овчины;
  • из песца / лисицы;
  • из кролика / зайца;
  • из нутрии;
  • из енота и др. меха.

К предметам одежды из натурального меха не относятся шапки, перчатки, «митенки», рукавицы, обувь или спортивная одежда, отделанная мехом

Добровольная маркировка товаров с 2019 года – список

Молочные продукты

С 15.07.2019 по 29.02.2020

Правительственное Постановление № 836 от 29.06.2019

После окончания эксперимента молочную продукцию начнут маркировать в обязательном порядке. Но конкретная дата пока не определена

Инвалидные кресла-коляски

С 01.09.2019 по 01.06.2021

Правительственное Постановление № 1028 от 07.08.2019

В эксперименте участвуют кресла-коляски электрические и с ручным приводом

Велосипеды

С 16.09.2019 по 31.05.2020

Правительственное Постановление № 1183 от 11.09.2019

В рамках эксперимента промаркируют:

  • двухколесные, трехколесные и иные велосипеды (со вспомогательным двигателем и без него);
  • велосипедные рамы.

Фотоаппараты, фотовспышки

С 16.05.2019 по 30.11 2019

Правительственное Постановление № 589 от 14.05.2019

Обязательная маркировка начнется с 01.12.2019 г.

Туалетная вода, духи

С 01.07.2019 по 30.11.2019

Правительственное Постановление № 814 от 26.06.2019

Одежда и белье (изделия легкой промышленности)

С 27.06.2019 по 30.11.2019.

Правительственное Постановление № 790 от 22.06.2019

Шины, покрышки

С 20.06.2019 по 30.11.2019

Правительственное Постановление № 753 от 11.06.2019

Лекарственные препараты

С 01.02.2017 по 31.12.2019

Правительственное Постановление № 62 от 24.01.2017

До конца текущего 2019 года все лекарства (помимо средств, указанных в Постановлении Правительства № 1557 от 14.12.2018) маркируются в добровольном порядке

Обязательная маркировка товаров с 2019 года – перечень

Табачные изделия

С 01.07.2019.

Правительственное Распоряжение № 792-р от 28.04.2018.

Производителями в оборот вводится только продукция с чипами (сигареты, папиросы). Маркировка наносится на единичную пачку, на блок и на транспортную упаковку. До 01.07.2020 магазины могут распродавать нечипированные остатки

Обувь

С 01.07.2019

До 01.03.2020 маркируются нереализованные остатки обувных изделий, хранящиеся в магазинах, на складах

Парфюмерия (туалетная вода и духи)

С 01.12.2019

В настоящее время продукция из представленного списка маркируется участниками оборота на добровольной основе – в рамках проводимых экспериментов, которые завершатся 30.11.2019

Некоторые виды одежды (блузы, пальто, ветровки, плащи и др.); белье (столовое, постельное, кухонное, туалетное)

Покрышки и шины из резины

Фототехнические устройства (фотовспышки, фотокамеры, лампы-вспышки)

Лекарственные препараты, предназначенные для лечения определенных видов болезней (гемофилия, рассеянный склероз, злокачественные образования и др.)

С 01.10.2019

Правительственное Постановление № 1557 от 14.12.2018

В отношении других лекарств обязательную маркировку введут с 01.01.2020 года

Обязательная маркировка — перечень с 2020 года

Лекарственные препараты

С 01.01.2020

Закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 (п.4 ст.67);

закон № 425-ФЗ от 28.12.2017 (ст.2)

После окончания экспериментального чипирования лекарств для всех данных товаров вводится обязательная маркировка

Обувь

С 01.03.2020

Правительственное Постановление № 860 от 05.07.2019

К этой дате любая немаркированная обувь выводится из оборота. Первоначально планировалась ввести тотальную маркировку обуви с 01.02.2019, но затем Правительство передвинуло этот срок на месяц

Табачные изделия

С 01.07.2020

Правительственное Постановление № 224 от 28.02.2019

Полностью прекращается оборот сигарет и папирос без нанесенных чипов. С 01.07.2021 маркироваться должна любая табачная продукция, в.т.ч. кальяны

 

Как работать с маркировкой или как подключиться к системе маркировке товара

  • Подать заявление на сайте ЦРПТ (Честный ЗНАК). Это быстро: форма для заполнения совсем небольшая. Потребуется электронная цифровая подпись.
  • Оптовая организация при покупке товара у изготовителя проверяет маркировку. УПД передается от производителя к покупателю и отправляется в ЦРПТ для фиксации передачи прав на товар.
  • Розничный продавец, получая продукцию от оптовика, также проверяет код, а данные о перемещении товара попадают в систему с помощью электронного документооборота.
  • После оплаты товара покупателем чек передается в офд, а данные из чека фиксируются в црпт. Таким образом фиксируется выбытие кода из оборота.

 

Как промаркировать остатки товара на складе или в магазине

Для маркировки остатков доступна «упрощенная» процедура маркировки через личный кабинет «Честного знака» .

Схема действий такова:

  • Зарегистрируйтесь в личном кабинете «Честного знака».
  • Ознакомьтесь и подпишите УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) четыре договора с ЦРПТ: на подключение к системе и получение кодов, а также для доступа к регистраторам эмиссии.
  • В личном кабинете «Честный знака» в разделе «Документы» опишите товар вручную или загрузив номенклатуру файлом XML или CSV.
  • После чего в разделе «Система управления заказами» (СУЗ) на описанный товар заказывайте коды и распечатывайте их. На каждый товар выдается уникальный код. Если у вас десять одинаковых пар обуви нужно заказать десять кодов маркировки.
  • Наклейте коды на товар (коробки, ярлык или на обувь).
  • В личном кабинете СУЗ в «Честный знаке» в разделе «Документы» выбираете «Ввести коды в оборот».
  • Обновить кассу. Касса должна поддерживать работу с реквизитом «Код товара» и иметь 2D-сканер штрих-кодов.

 

Описание товарных остатков в «Честном знаке» по «упрощенной» схеме

При описании товарных остатков по упрощенной схеме нужно указывать следующую информацию:

  • Вид обуви (мужская, женская, детская).
  • Первые два знака кода товарной номенклатуры (ТНВЭД): 64.
  • ИНН текущего собственника.
  • Произведено на территории РФ или импорт (страну указывать не нужно)

Есть ли ограничения по «упрощенной» маркировке?

Промаркированные остатки можно продавать без временных ограничений. Предложение ограничить срок действия «упрощенных» кодов двумя годами не было утверждено.

Маркировку остатков могут использовать как розничные продавцы, так и оптовики. Промаркированную таким образом обувь можно реализовывать по УПД другим организациям. По «упрощенной» схеме импортеры могут описать товар, закупленный до 1 марта 2020 года.

После 1 марта коды для товаров описанных по упрощенной схеме будет невозможно.

 

Полное описание товара для получение кодов маркировки

Второй путь ― регистрация товара по полной схеме.

Регистрация в ГС1 РУС нужна в первую очередь производителям и импортерам, которые должны будут маркировать обувь. Рознице, получающей уже промаркированную обувь, можно обойтись упрощенной маркировкой остатков и сэкономить на членстве в ГС1 РУС.

Членство в Ассоциации платное. Стартовый взнос ― 25 тысяч рублей, но для зарегистрированных в «Честном знаке» и торгующих маркированным товаром ― 3000 рублей.

Схема действий такова:

  • Регистрация в личном кабинете «Честного знака» и подписание договоров с оператором системы маркировки.
  • Регистрация в Ассоциации ГС1 РУС.
  • В личном кабинете ГС1 РУС нужно заполнить информацию об остатках.

При полном описании указывается:

  • Модель производителя (должен совпадать с номером модели указанному в сертификате или декларации соответствия).
  • Страна производства.
  • Вид обуви.
  • Вид материала, использованного для изготовления верха обуви.
  • Вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви.
  • Вид материала, использованного для изготовления низа обуви.
  • Товарный знак (при наличии).
  • ИНН российского производителя, или ИНН импортера.
  • Цвет.
  • Размер в штихмассовой системе.
  • Наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).
  • Четыре первых знака кода товарной номенклатуры (ТНВЭД ЕАЭС).

Все эти данные можно взять в накладных на обувь.

  • Информация о товарах, загруженная на сайте Ассоциации, автоматически должна поступить в личный кабинет «Честного знака» в течение суток.
  • После чего на нее можно будет получить коды маркировки, распечатать, наклеить и ввести в оборот.

 

Как продавать промаркированную обувь до 1 марта 2020 года

Во-первых, нужно обновить кассовую технику, чтобы она «читала» коды маркировки. Для смарт-терминалов «Эвотор» будет специальное приложение «Маркировка», через которую можно оформлять приемку и выбытие маркированного товара.

Во-вторых, нужно заключить дополнительное соглашение с своим оператором фискальных данных (ОФД), поручающее им передачу чеков в «Честный знак».

Если касса не подключена к ОФД, то розничный магазин может сам передавать сведения о выводе товара из оборота, но не позднее 30 дней со дня продажи.

И в-третьих, до 1 марта 2020 года промаркированную обувь можно продавать так же, как и ранее.

 

Что прямо сейчас делать сейчас розничным магазинам?

  • Начните с перехода на товарный учет, если вы этого еще не сделали. Он понадобится и для маркировки остатков и для последующей работы с маркированным товаром.
  • Получите УКЭП, если у вас ее еще нет.
  • Зарегистрируйтесь в «Честном знаке».
  • Купите удобный 2D-сканер или проверьте имеющийся, читает ли он коды Data Matrix. Это можно сделать на сайте «Честного знака».
  • До 1 марта 2020 года разработчики ЭДО будут прорабатывать варианты роуминга.
  • Поручите ОФД передавать чеки в «Честный знак».
  • Уточните у производителя своей онлайн-кассы, нужно ли сейчас обновлять ПО или сделать это позже, ближе к моменту продажи маркированного товара. Уточните наличие приложений по маркировке остатков, приемке и продаже маркированного товара.

До конца года участники обувного рынка отрабатывают бизнес-процессы, выявляют узкие места, тестируют ПО. Следите за новостями от своих партнеров и начинайте маркировать свои остатки с учетом новогоднего ажиотажа и распродаж.