Обязательная
маркировка фотоаппаратов


Обязательная маркировка фотоаппаратов и вспышек
в России – правила, сроки, требования. Подготовка к работе
с маркировкой фотоаппаратов под ключ. Выбрать
решение для маркировки фотоаппаратов и ламп-вспышек.

Для чего маркировать фотоаппараты и вспышки




Фотокамеры и фотовспышки не подделывают – это крайне сложные технические приборы. Но почти 100 % продающейся в России фототехники занимает зарубежная продукция.

Задача маркировки – ликвидировать нелегальный импорт и повысить собираемость налогов.

Коды Data Matrix на фотокамерах, фотовспышках и на иной фототехнике, подлежащей маркировке, – это гарантия покупки официально импортированных товаров.

Кто контролирует маркировку фотокамер и фотовспышек




Роспотребнадзор – охраняет интересы граждан и государства. Учреждение инспектирует организации, торгующие маркированным товаром. Внеплановые проверки выполняются по обращениям граждан.

Любой гражданин страны может верифицировать подлинность фотокамер и вспышек. Для этого есть мобильное приложение «Честный ЗНАК». Оно использует камеру смартфона как считыватель Data Matrix кодов. Если информация в коде не соответствует реальности, пользователь через приложение передаёт сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Надзорное ведомство выявит и оштрафует нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.

Этапы и даты внедрения маркировки фотоаппаратов




С 1 сентября 2020 года – под запретом оборот фотокамер и фотовспышек без маркировки. Импортёры, производители, оптовые и розничные продавцы обязаны направлять в «Честный ЗНАК» сведения о производстве, продаже, о закупке фотокамер, фотовспышек и лапм-вспышек.
До 1 ноября 2020 года – требуется промаркировать товары, ввезённые в Россию до 1 октября, но приобретённые до этой даты.
До 1 декабря 2020 года – все участники рынка должны промаркировать остатки фототехники, нереализованной до 1 октября 2020 года.

Подзаконные акты, регулирующие маркировку фототоваров




С 1 января 2022 года – данные об обороте фотоаппаратов и фотовспышек должны передаваться исключительно через операторов ЭДО.
С 1 октября 2022 года – запрещается продавать без нанесённых кодов Data matrix импортные наборы фототехники. До этой даты торговать данной продукцией без маркировки разрешено.

Фототехника, подлежащая маркировке



Перечень товарных групп и коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС определены Распоряжением Правительства № 792-р от 28.04.2018.

Оборот немаркированных фототоваров
с 1 сентября 2020 года запрещён





За что накажут

______
Отсутствие Data Matrix кода
Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
Неполная информация в коде обязательной маркировки.
Взыскание за производство и продажу немаркированных
фототоваров





______
Производство и продажа товаров без маркировки – нарушение
части 2 статьи 15.12 КоАП РФ.
__________________________________________________________________
Для продавцов и производителей товаров, подлежащих маркировке,
установлены штрафы.
Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.
__________________________________________________________________
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽
Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽
Физические лица от 2000 до 4000 ₽
__________________________________________________
__________________________________________________

Цифровые коды маркировки фототехники



Любой код маркировки Data Matrix обладает двухмерной кодировкой для зашифровки большого объёма сведений.
Код Data Matrix для фотокамер и прочей фототехники содержит:



______
Код товара – 14 знаков
Индивидуальный серийный номер – 20 знаков
Ключ проверки – 4 знака
Код проверки – 44 знака
Сколько стоит код маркировки фототоваров


50 копеек без учёта НДС – такая цена одного кода маркировки любого товара закреплена
в Постановлении Правительства РФ от 08.05.2019 № 577.
Участники маркировки фототоваров


Производитель – регистрируется в «Честном ЗНАКЕ», получает в нём коды маркировки и размещает их на готовой продукции. Затем, при отгрузке товаров дистрибьютору, производитель создаёт электронный универсальный передаточный документ УПД. В нём перечисляется каждая единица в партии товара. УПД передаётся через оператора ЭДО дистрибьютору и в «Честный ЗНАК».
Импортёр – заказывает коды маркировки в «Честном ЗНАКЕ». Отправляет экспортёру файл для печати товарных этикеток c Data Matrix кодами или готовые этикетки. В свою очередь, экспортёр помещает этикетки на товары и отгружает их. Когда фотокамеры, фотовспышки и иные фототовары пройдут таможню, импортёру должно оповестить «Честный ЗНАК» о вводе продукции в оборот.
Дистрибьютор – сравнивает коды на товаре с указанными в УПД, полученном от изготовителя или импортёра. После, через оператора ЭДО отмечает в «Честном ЗНАКЕ» получение товара.
При дальнейшей отправке фототехники в магазины розничных продаж дистрибьютор сопровождает каждую партию товара электронным УПД.


Розничный магазин – отмечает приёмку фотоаппаратов и прочих фототоваров от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу покупателю с помощью онлайн-кассы. Сведения о выбывании из оборота каждой единицы фототехники направляются в «Честный ЗНАК».
Что нужно для работы с маркированным товаром


Маркировка остатков фототоваров

Её требуется сделать до 1 декабря 2020 года.


Краткая инструкция по маркировке остатков

  1. Приобретите электронную подпись (ЭП).
  2. Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКЕ» с помощью ЭП.
  3. Заключите договор с ЦРПТ – можно сделать в личном кабинете «Честного ЗНАКА».
  4. Приобретите и зарегистрируйте в ФНС онлайн-кассу, если её у вас не было.
  5. Проверьте прошивку имеющейся ККТ – она должна «уметь» формировать в чеке реквизит «код товара» (тег 1162).
  6. Оформите заявку на получение кодов в личном кабинете «Честного ЗНАКА». Укажите в заявке товары и требуемое для них количество кодов.
  7. Указываются:
  • ИНН участника оборота
  • наименование фототовара
  • код товарной номенклатуры (4 первых знака – 9006)
  • товарный знак (при наличии)
  • страна производства
  • номер техрегламента или стандарта
  • модель или артикул производителя фототовара
  • тип товара
  1. Подпишите заявку электронной подписью и отправьте – здесь же, в личном кабинете.
  2. Распечатайте полученные от «Честного ЗНАКА» коды и нанесите их на этикетки или упаковки товаров.
  3. Уведомите «Честный ЗНАК» о введении товара в оборот.

Возврат покупателем маркированного фототовара

Покупатель (физическое лицо) возвращает в розничный магазин фототехнику с неповреждённым кодом маркировки. В этом случае возвращённый товар можно продавать снова только после сканирования кода на кассе и пробивания чека возврата.

Если код на возвращённом товаре повреждён, то магазин должен заново промаркировать такую фототехнику.


Специфика продаж комиссионных фототоваров

Торговые точки, продающие комиссионную фототехнику, обязаны наносить коды Data Matrix на этикетку или упаковку товаров до выставления

их на продажу.


Если комиссионер принял от физлица фотокамеру с имеющимся кодом маркировки, он в «Честном ЗНАКЕ» должен перерегистрировать этот код на себя.

Когда же на комиссию от физлица принимается фототехника без цифровых кодов маркировки, то для неё следует заказать коды в «Честном ЗНАКЕ», распечатать, наклеить, ввести их в оборот и только потом продавать товар.

Особенности маркировки наборов и комплектов фототоваров


Комплект – формируется и маркируется только производителем. Разделять комплект нельзя.

Набор – позволено собирать любому участнику торговли, включая розничные магазины. Маркируются не отдельные товары, а весь набор – одним кодом Data Matrix. Для этого розница запрашивает в «Честном ЗНАКЕ» отдельный код для каждого набора.

Разделение непроданных наборов с фототехникой – разрешено. Но пред дальнейшей продажей порознь продукцию следует перемаркировать.