Обязательная маркировка духов

Всё, что нужно знать о маркировке парфюмерии: сроки
и правила в 2021 году, регламентирующие документы,
штрафы за нарушения.

Зачем нужна маркировка парфюмерии



5,6 млрд рублей в год – таков объём оборота поддельной парфюмерии в России по оценкам правоохранителей и независимых экспертов.
Половина контрафактных духов продаётся через интернет-магазины и группы в соцсетях.
Поддельная парфюмерия производится в Объединённых Арабских Эмиратах, в Китае, в Турции и в Польше. Чаще всего копируют популярные ароматы всемирно известных производителей. Даже искушённому любителю качественного парфюма порой сложно визуально отличить коробку и флакон
оригинала от «фейка» из ОАЭ.
Контрафактная парфюмерия наносит значительный ущерб экономике, законопослушным продавцам и производителям.
Вместе с тем поддельные духи могут быть опасны для здоровья и даже для жизни. Изготовители «реплик» вместо дорогостоящих гипоаллергенных компонентов используют максимально дешёвые спирты, красители и прочие химикаты. Для стойкости запаха фальсификаторы часто добавляют в духи фталаты – чрезвычайно токсичные соли фталиевой кислоты. Самые лёгкие последствия пользования поддельным парфюмом – раздражение или ожёг кожи, аллергические реакции, неотстирывающиеся с одежды пятна. Вдобавок химические вещества имеют свойства накапливаться в организме и со временем провоцировать весьма серьёзные заболевания.
Цель внедрения маркировки духов посредством нанесения цифровых кодов на каждую коробку – «обеление» рынка и оздоровление экономики, снизить
к минимуму обороты немаркированного, нелегального товара. А люди, нежелающие покупать контрафакт, смогут сами проверить легальность
приобретаемой продукции.

Кто контролирует маркировку духов и туалетной воды



Роспотребнадзор – оберегает интересы граждан и государства. Сотрудники этого госоргана инспектируют предприятия торговли, где продают парфюмерию. Внеплановые проверки проводят по обращениям граждан.

Каждому россиянину доступна верификация подлинности парфюмерии и иных товаров, подлежащих обязательной маркировке. Инструментом контроля служит мобильное приложение «Честный ЗНАК». Этот софт «превращает» камеру смартфона в считыватель Data Matrix кодов. Если информация в коде
не совпадает с реальностью, пользователь через приложение посылает сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Инспекторы ведомства выявят и оштрафуют нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.

Этапы и даты внедрения обязательной маркировки парфюмерии



С 1 октября 2020 года – запрещается производить и импортировать немаркированную парфюмерию: духи и туалетную воду без цифровых кодов.
До 1 сентября 2021 года – разрешено без маркировки ввозить и продавать произведённые и сформированные за рубежом наборы и комплекты духов. Разрешается не передавать сведения о таких товарах в «Честный ЗНАК». Норма не распространяется на сформированные в России наборы и комплекты – их маркировать нужно.
До 30 сентября 2021 года – рознице разрешено продавать без нанесения уникальных кодов маркировки парфюм и духи, изготовленные или импортированные до 1 октября 2020 года.

Документы, регулирующие маркировку духов и туалетной воды



С 1 по 31 октября 2021 года – учреждения розничной торговли должны промаркировать нераспроданные остатки духов. Немаркированные остатки подлежат списанию.
С 1 ноября до 1 декабря 2021 года – розничные магазины обязаны ввести в оборот промаркированную парфюмерию – передать сведения о ней в «Честный ЗНАК».
Важно! Маркировать остатки дозволено только производителям и импортёрам, но не розничным магазинам.
Остатки духов без кодов маркировки рознице разрешено продавать до 30 сентября 2021 года.

Парфюмерия, подлежащая маркировке


Маркировке подлежит следующая парфюмерная продукция – её перечень утверждён Распоряжением Правительства № 792-р от 28 апреля 2018.
Разрешается не маркировать тестеры и пробники, не предназначенные для продажи, – ёмкости объёмом до 5 миллилитров включительно.

Оборот духов и туалетной воды без маркировки с 1 октября 2020 года запрещён




За что накажут

______
Отсутствие Data Matrix кода
Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
Неполная информация в коде обязательной маркировки.
Что грозит за реализацию парфюмерии без маркировки





______
Производство и продажа продукции без маркировки – нарушение
части 2 статьи 15.12 КоАП РФ
__________________________________________________________________
Штрафы за изготовление и торговлю духами, туалетной водой и одеколоном без цифровых кодов маркировки предусмотрены как для производителей, так и для продавцов.
Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.
__________________________________________________________________
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽
Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽
Физические лица от 2000 до 4000 ₽
__________________________________________________
__________________________________________________
Код цифровой маркировки духов


Каждый код маркировки имеет двухмерную кодировку для шифрования большого объёма данных.
Код идентификации Data Matrix для духов содержит:


Для каждой коробки с одним флаконом внутри:

______
Код товара – 14 знаков
Индивидуальный серийный номер единицы товара – 13 знаков
Для коробок:

______
При оптовой продаже каждую коробку с одним флаконом внутри нужно промаркировать. Затем, при объединении
(агрегировании) отдельных коробок с духами в упаковки для транспортировки, для каждой упаковки формируется
код-агрегат.
Ключ проверки – 4 знака
Код проверки – 44 знака

Стоимость кода маркировки духов


50 копеек без учёта НДС – такая цена одного кода маркировки любого товара закреплена
в Постановлении Правительства РФ № 577 от 08.05.2019.

Участники маркировки парфюмерии


Производитель – регистрируется в «Честном ЗНАКЕ», получает в нём коды маркировки и размещает их на готовой продукции: обычно
на коробках, редко – на флаконах с духами, продающихся без коробок. После, перед отправкой парфюмерии дистрибьютору,
производитель формирует электронный универсальный передаточный документ УПД. В него заносятся все коды продаваемой
туалетной воды, духов и одеколона. УПД направляется через оператора ЭДО дистрибьютору и в «Честный ЗНАК».
Импортёр – заказывает коды маркировки в «Честном ЗНАКЕ». Высылает экспортёру файл для печати этикеток или готовые этикетки.
Экспортёр же наклеивает этикетки на товары и отгружает их. Когда товар пройдёт таможню, импортёру следует уведомить «Честный
ЗНАК» о вводе продукции в оборот.
Дистрибьютор – сверяет коды на товаре с указанными в УПД, полученном от производителя или импортёра. Затем через оператора
ЭДО отмечает в «Честном ЗНАКЕ» получение товара.
При отгрузке туалетной воды, духов и одеколонов в розничные магазины дистрибьютор сопровождает каждую партию товара
электронным УПД.
Розничный магазин – отмечает приёмку парфюма от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу покупателю с помощью
онлайн-кассы. Данные о выбытии из оборота каждого флакона духов передаются в «Честный ЗНАК».

Особенности маркировки наборов и комплектов с духами


Комплект – формируется и маркируется только производителем. Комплект может содержать маркируемые товары и предметы без
кодов маркировки – например, туалетную воду, дезодорант и гель для душа. Разделять комплект нельзя.
Набор – позволено собирать любому участнику торговли, включая розничные магазины. Набор может состоять не только
из парфюмерии, но, к примеру, из духов, крема и лосьона. В данном случае маркируются не отдельные товары,
а весь набор – одним кодом Data Matrix. Для этого розница запрашивает в «Честном ЗНАКЕ» отдельный код для каждого набора.
Разделение непроданных наборов с парфюмерией – разрешено. Но пред дальнейшей продажей порознь парфюм следует перемаркировать.

Что нужно для работы с маркированным товаром

Как производителю маркировать парфюмерию



Нанесение маркировки на продукцию – ответственность производителя. Ведь он находится в самом начале товарооборота.

Регистратор эмиссии и станция управления заказами – нужны обязательно. Это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения сгенерированных кодов маркировки. Регистратор безвозмездно выдаёт «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета и заключения договора.

Прочая техника для печати кодов Data Matrix выбирается в соответствии с объёмами производства.