Обязательная маркировка одежды

Обязательная маркировка одежды – правила, сроки,
требования. Подготовка к работе с маркировкой одежды
и текстиля под ключ

Зачем маркируется одежда и текстиль


Подлежит ли маркировке одежда и текстиль? Да, с 1 января 2021 года. Но правила распространяются пока не на все товары. Например, на этом этапе не маркируются носочно-чулочные изделия, нижнее бельё, мужские рубашки, вещи секонд-хенд, одеяла и подушки. Маркировку всех видов одежды и текстиля планируется пошагово ввести к 2024 году.
Цель маркировки одежды – снижение количества контрафактных вещей. По отдельным товарам доля подделок занимает до 40 % рынка – таковы данные правоохранительных органов, крупных производителей и независимых исследований. В результате потери несёт не только экономика страны. Страдают легальные изготовители одежды и люди, покупающие не только дешёвый, но и часто некачественный и небезопасный для здоровья товар.

Кто проверяет маркировку одежды и текстиля


Роспотребнадзор – охраняет интересы граждан и государства. Учреждение инспектирует организации, торгующие маркированным товаром. Внеплановые проверки выполняются по обращениям граждан.
Любой гражданин страны может верифицировать подлинность одежды и товаров легкой промышленности. Для этого есть мобильное приложение «Честный ЗНАК». Оно использует камеру смартфона как считыватель Data Matrix кодов. Если информация в коде не соответствует реальности, пользователь через приложение передаёт сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Надзорное ведомство выявит и оштрафует нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.

Сроки и этапы введения маркировки одежды и текстиля


С 27 июня 2019 года – эксперимент.
С 1 января 2021 года – обязательная маркировка одежды и текстиля.
До 1 мая 2021 года – обязательна маркировка остатков товара, не распроданного до 1 января 2021 года.

Документы, регулирующие маркировку одежды и текстиля


Запрещается обращение немаркированных товаров.
Вне закона станут продажа, перевозка и хранение одежды без Data Matrix кодов.

Одежда и текстиль, подлежащие маркировке


Маркировать нужно не всю подряд одежду. Полный список товаров есть в распоряжении правительства № 792-р от 28 апреля 2018

Коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС определены Постановлением Правительства от 31.12.2019 № 1956.

Оборот немаркированной одежды и текстиля с 1 января 2021 года запрещён



За что накажут

______
Отсутствие Data Matrix кода
Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
Неполная информация в коде обязательной маркировки.
Что грозит за реализацию одежды и текстиля без маркировки




______
Производство и продажа продукции без маркировки – нарушение
части 2 статьи 15.12 КоАП РФ
__________________________________________________________________
Для продавцов и производителей товаров, подлежащих маркировке, установлены штрафы.
Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.
__________________________________________________________________
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽
Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽
Физические лица от 2000 до 4000 ₽
__________________________________________________
__________________________________________________

Код цифровой маркировки одежды и текстиля



Каждый код маркировки обладает двухмерной кодировкой для шифрования большого объёма информации.
Код Data Matrix на одежду и текстиль включает следующие данные:



______
Код товара – 14 цифровых символов;
Индивидуальный серийный номер единицы товара, генерируемый оператором системы или участником оборота товаров, – 13 символов;
Ключ проверки, предоставляемый «Честным знаком», – 4 символа;
Код проверки, предоставляемый «Честным знаком», – 44 символа.

Сколько стоит код маркировки одежды



50 копеек без учёта НДС – такая цена одного кода маркировки любого товара закреплена
в Постановлении Правительства РФ от 08.05.2019 № 577.

Участники маркировки одежды и текстиля продукции



Производитель – регистрируется в «Честном ЗНАКЕ», получает в нём коды маркировки и размещает их на готовой продукции – на этикетках/бирках/ярлыках или на упаковках. После, при отправке продукции дистрибьютору, производитель создаёт электронный универсальный передаточный документ УПД. В нём указываются все коды с упаковок/этикеток. УПД отправляется через оператора ЭДО дистрибьютору и в «Честный ЗНАК».
Импортёр – заказывает коды маркировки в «Честном ЗНАКЕ». Направляет экспортёру файл для печати этикеток или готовые этикетки. Экспортёр же наклеивает этикетки на товары и отгружает их. Когда товар пройдёт таможню, импортёр должен отчитаться в «Честный ЗНАК» о вводе продукции в оборот.
Дистрибьютор – сверяет коды на товаре с указанными в УПД, полученном от производителя или импортёра. Затем через оператора ЭДО регистрирует в «Честном ЗНАКЕ» получение товара.
При отгрузке одежды и текстиля в розничные магазины дистрибьютор сопровождает каждую партию товара электронным УПД.
Розничный магазин – отмечает приёмку одежды и текстиля от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу покупателю с помощью онлайн-кассы. Данные о выбывании из оборота каждой единицы товара передаются в «Честный ЗНАК».
Сотрудники розничной торговли должны сами наносить коды маркировки на одежду при особых обстоятельствах: покупатель вернул товар, код испорчен или утерян.
Причина тому – при продаже товара его код выбывает из базы данных «Честного ЗНАКА». Возвращённую покупателем одежду нельзя вновь продать без легального кода.
В подобных случаях розничный магазин запрашивает в «Честном ЗНАКЕ» новый код, распечатывает его и наносит на упаковку/этикетку. После чего товар разрешается продавать снова.
Комиссионный магазин – должен сам маркировать новый товар. Например, человек принёс новую, не подошедшую ему одежду, но без кода. Тогда комиссионка должна запросить код в «Честном ЗНАКЕ» и наклеить его на упаковку/этикету.
Комиссионер не наносит коды сам, когда принимает новые товары от юрлиц и ИП. Товар должен быть уже промаркирован предыдущим владельцем-комитентом, а сделка сопровождается УПД с кодами. Розничная продажа товара ведётся непременно через онлайн-кассу.

Кто не должен маркировать одежду




Ателье и частные мастера-портные – не обязаны маркировать свои изделия. Сшитая по индивидуальному заказу одежда передаётся прямо заказчику и не нуждается в отслеживании.
Секонд-хенды* – не упоминаются ни в одном законодательном акте на тему маркировки.* На момент публикации материала.

Особенность маркировки комплектов и упаковок





Когда текстиль собирают в комплекты, например, постельное бельё, на комплект наносят один общий код.
Он же сканируется при продаже.
При объединении маркированных товаров в одну упаковку можно создать агрегированный код.
Он содержит сведения о коде каждой единицы товара внутри упаковки.

Что нужно для работы с маркированным товаром

Как производителю маркировать одежду и текстиль


Нанесение маркировки на продукцию – ответственность производителя. Ведь он находится в самом начале товарооборота.

Регистратор эмиссии и станция управления заказами – нужны обязательно. Это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения сгенерированных кодов маркировки. Регистратор безвозмездно выдаёт «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета и заключения договора.

Прочая техника для печати кодов Data Matrix выбирается в соответствии с объёмами производства.

Маркировка остатков одежды и текстиля

Нераспроданные до 1 января 2021 года одежду и текстиль надлежит промаркировать до 1 февраля 2021 года.
Краткая инструкция по маркировке остатков

Подробная видеоинструкция

1.
2.
3.
4.
5.
Приобретите электронную подпись (ЭП).
Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКЕ» с помощью ЭП.
Заключите договор с ЦРПТ – можно сделать в личном кабинете «Честного ЗНАКА».
Приобретите и зарегистрируйте в ФНС онлайн-кассу, если её у вас не было.
Проверьте прошивку имеющейся ККТ – она должна «уметь» формировать в чеке реквизит «код товара» (тег 1162).
6.
Оформите заявку на получение кодов в личном кабинете «Честного ЗНАКА». Укажите в заявке товары и требуемое для них количество кодов.
  • вид и размер изделия
  • цвет и сырьё, из которого произведён товар
  • мужская/женская одежда
  • модель, номер стандарта
  • страна производства
Указывается
7.
Подпишите заявку электронной подписью и отправьте – здесь же, в личном кабинете.
8.
Распечатайте полученные от «Честного ЗНАКА» коды
и нанесите их на этикетки или упаковки товаров.
9.
Уведомите «Честный ЗНАК» о введении товара в оборот.