Обязательная
маркировка обуви

Всё, что нужно знать о маркировке обуви и остатков: сроки
и правила в 2021 году, регламентирующие документы,
штрафы за нарушения. Комплексные программные
решения для автоматизации маркировки обуви для
розницы и опта.
Зачем нужна маркировка обувных товаров

Внедрение обязательной маркировки призвано минимизировать долю контрафактно изготовленной и нелегально ввезённой в страну обуви.

По мнению властей, легальных производителей и маркетологов, контрабандные и поддельные обувные товары занимают 33 % рынка. А ежегодные потери бюджета – 200-300 млрд рублей. Контрафакт продаётся не только на рынках, но порой и в торговых центрах, и в интернет-магазинах.

Некачественные клей, резина, синтетика и краска в «палёной» обуви бывают токсичны. Дешёвые материалы часто содержат небезопасную для здоровья концентрацию солей тяжёлых металлов, стирола, фенола и формальдегида. Сверхжёсткие или слишком мягкие подошвы контрафактной обуви не только неудобны в носке, но и ведут к проблемам с суставами. Таким образом, подделка действительно опасна для здоровья, особенно для детского.

Обязательная маркировка обуви посредством нанесения цифровых кодов на каждую коробку «обелит» рынок и оздоровит экономику. А люди, нежелающие покупать контрафакт, смогут сами проверить легальность приобретаемого товара и материалы изготовления.

Кто контролирует маркировку обуви

Роспотребнадзор – оберегает интересы граждан и государства. Сотрудники этого госоргана инспектируют предприятия торговли, где продают обувью. Внеплановые проверки проводят по обращениям граждан.

Каждому россиянину доступна верификация подлинности обуви. Инструментом контроля служит мобильное приложение «Честный ЗНАК». Этот софт «превращает» камеру смартфона в считыватель Data Matrix кодов. Если информация в коде не совпадает с реальностью, пользователь через приложение посылает сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Инспекторы ведомства выявят и оштрафуют нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.
Этапы и даты ввода маркировки обуви
С 1 июля 2020 года – под запретом производство и импорт обувных товаров без цифровых кодов. Запрещается оптовая и розничная торговля немаркированной продукцией.
До 1 августа 2020 года – подлежит маркировке импортёрами обувь, приобретённая для дальнейшего ввоза в Россию до 1 июля 2020 года.
До 1 июня 2021 года – участники рынка должны промаркировать имеющуюся у них по состоянию на 1 июля 2020 года обувь для дальнейшей продажи.
До 15 июня 2021 года – промаркированные остатки обуви необходимо ввести в оборот – передать в «Честный ЗНАК» сведения о них. Иначе аннулируются коды маркировки, полученные на эти остатки обуви.
Документы, регулирующие маркировку обуви


Обувная продукция, подлежащая маркировке

Маркировке подлежит следующая обувь – её перечень утверждён Распоряжением Правительства № 792-р от 28 апреля 2018.

Отметим, ортопедическую обувь маркировать не нужно – норма закреплена Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 16.07.2012 № 54 (ред. от 30 октября 2020 года).
Оборот обуви без маркировки
с 1 июня 2021 года запрещён

За что накажут
  • Отсутствуют Data Matrix коды идентификации
  • Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
  • Неполная информация в коде обязательной маркировки
Что грозит за реализацию обувной продукции без маркировки

Производство и продажа товаров без нанесения кодов маркировки – нарушение части 2 статьи 15.12 КоАП РФ.
Штрафы за изготовление и торговлю обувью без цифровых кодов маркировки
предусмотрены как для производителей, так и для продавцов.
  • Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
  • Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
  • Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽
  • Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽
  • Физические лица от 2000 до 4000 ₽
Состав кода цифровой маркировки обуви

Каждый код маркировки имеет двухмерную кодировку для шифрования большого объёма данных.
Код идентификации Data Matrix для обуви содержит:

Для каждой пары:

______
Код товара – 14 знаков
Индивидуальный серийный номер единицы товара – 13 знаков
Для транспортируемых упаковок, коробов, паллетов

______
При оптовой продаже каждую пару нужно промаркировать. Затем, при объединении (агрегировании) отдельных
коробок с обувью в упаковки для транспортировки, для каждой упаковки формируется код-агрегат стандарта GS1-128.
Ключ проверки – 4 знака
Код проверки – 88 знаков
Стоимость кода маркировки обуви

50 копеек без учёта НДС – такая цена одного кода маркировки любого товара закреплена
в Постановлении Правительства РФ от 08.05.2019 № 577.
Участники маркировки обуви

Производитель – регистрируется в «Честном ЗНАКЕ», получает в нём коды маркировки и размещает их на готовой продукции –
на коробках, ярлыках или бирках. После, перед отправкой обуви дистрибьютору, производитель формирует электронный
универсальный передаточный документ УПД. В него заносятся все коды продаваемой обуви. УПД направляется через оператора ЭДО
дистрибьютору и в «Честный ЗНАК».
Импортёр заказывает коды маркировки в «Честном ЗНАКЕ». Высылает экспортёру файл для печати этикеток или готовые этикетки.
Экспортёр же наклеивает этикетки на товары и отгружает их. Когда товар пройдёт таможню, импортёру следует уведомить «Честный
ЗНАК» о вводе продукции в оборот.
Дистрибьютор – сверяет коды на товаре с указанными в УПД, полученном от производителя или импортёра. Затем через оператора
ЭДО отмечает в «Честном ЗНАКЕ» получение товара.
При отгрузке обувных изделий в розничные магазины дистрибьютор сопровождает каждую партию товара электронным УПД.

Розничный магазин отмечает приёмку обуви от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу покупателю с помощью
онлайн-кассы. Данные о выбытии из оборота каждой пары обуви передаются в «Честный ЗНАК».
Что требуется для работы с маркированной обувью

Как производителю маркировать обувные изделия

Нанесение маркировки на продукцию – ответственность производителя. Ведь он находится в самом начале товарооборота.
Регистратор эмиссии и станция управления заказами – нужны обязательно. Это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения сгенерированных кодов маркировки. Регистратор безвозмездно выдаёт «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета и заключения договора.
Прочая техника для печати кодов Data Matrix выбирается в соответствии с объёмами производства.