наши официальные
партнёры
|
Обязательная маркировка табака в 2021 году

Обязательная маркировка табачной продукции: кальянного табака, сигарет, табака и т. д. Регистрация, правила, сроки, требования – все что необходимо для работы
с маркировкой табака для оптовиков и розницы.
Зачем маркируется табак

Маркировка табачной продукции вводилась с целью сократить «чёрный рынок». По оценкам экономистов и экспертов-маркетологов, нелегальная продукция в 2019 году составила 15,6 % всего российского рынка табака. А потери бюджета – не менее 100 млрд рублей в год.
Больше всего «серых» сигарет продаётся в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах регионах России. В этих регионах доля нелегального табака составляет 35-60 %.
Из-за контрафактных сигарет, из-за подделок акцизных марок и теневого импорта теряют прибыль официальные производители и небольшие ритейлеры. Их убытки исчисляются миллиардами рублей в год.
Наконец, даже легально изготовленные табачные изделия не приносят пользы здоровью. Подделки же, произведённые в подпольных цехах, – ещё вредней и токсичней.
В ноябре 2020 года Минпромторг сообщил: за восемь месяцев 2020 года, за счёт маркировки табака поступления в бюджет увеличились на 17,5 %.

Кто проверяет маркировку табака

Роспотребнадзор – охраняет интересы граждан и государства. Учреждение инспектирует организации, торгующие маркированным товаром. Внеплановые проверки выполняются по обращениям граждан.
Любой гражданин страны может верифицировать подлинность табачных изделий. Для этого есть мобильное приложение «Честный ЗНАК». Оно использует камеру смартфона как считыватель Data Matrix кодов. Если информация в коде не соответствует реальности, пользователь через приложение передаёт сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Надзорное ведомство выявит и оштрафует нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.

Сроки и этапы введения маркировки табака

  • 1 июля 2019 года – запрещается производство и импорт сигарет (код по ОКПД-2 12.00.11.130, код ТН ВЭД 2402 20) и папирос
  • (код по ОКПД-2 12.00.11.140, код ТН ВЭД 2402 20 900 0)
  • Каждая произведенная или импортируемая пачка сигарет/папирос должна содержать код Data Matrix.
  • С 1 июля 2020 года – полный запрет оборота немаркированных сигарет и папирос (раздел I таблицы с кодами ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС – ниже).
  • Все участники рынка – производители, импортёры, дистрибьюторы, розница – должны подключить электронный документооборот
  • и с его помощью сопровождать продукцию электронными универсальными передаточными документами (УПД) с кодами товаров.
  • С 1 июля 2021 года – полный запрет оборота немаркированной табачной продукции (раздел II таблицы с кодами ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС – ниже).
  • С 11 января 2021 года по 28 февраля 2022 года – эксперимент по маркировке никотинсодержащих изделий – стиков и прочих (раздел III таблицы с кодами ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС – ниже).

Документы, регулирующие маркировку табака



Оборот немаркированного табака
с 1 июля 2020 года запрещён

За что накажут
  • Отсутствие Data Matrix кода
  • Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
  • Неполная информация в коде обязательной маркировки.
Что грозит за реализацию табака без маркировки
Производство и продажа продукции без маркировки – нарушение части 2 статьи 15.12 КоАП РФ.
Для продавцов и производителей предусмотрены следующие штрафы за производство и торговлю табаком без использования кодов маркировки.
  • Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
  • Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
  • Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽
  • Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽
  • Физические лица от 2000 до 4000 ₽
Код цифровой маркировки табака


Каждый код маркировки обладает двухмерной кодировкой для шифрования большого объёма информации.
Код Data Matrix для табачной продукции содержит:

Для пачек:

GTIN товара – 14 цифр, содержащих полную информацию
о товаре и истории его перемещения
______
Код идентификации – 7 символов
Максимальная розничная цена – 4 символа
______
Для пачек:

SSCI – серийный код транспортной упаковки – 18 цифр
Код идентификации – 7 символов
Проверочная комбинация – 8 цифр




Для блоков:
______
GTIN изделия или упаковки – 14 цифр
Код идентификации упаковки – 7 символов
Проверочная комбинация – 8 цифр
Код проверки – 4 символа
Сколько стоит код маркировки табака

50 копеек без учёта НДС – такая цена одного кода маркировки любого товара закреплена
в Постановлении Правительства РФ № 577 от 08.05.2019.
Участники маркировки табака

Производитель – регистрируется в «Честном ЗНАКЕ», получает в нём коды маркировки и размещает их на готовой продукции –
на пачках/блоках/коробках. После, при отправке продукции дистрибьютору, производитель создаёт электронный универсальный передаточный документ УПД. В нём указываются все коды с блоков/коробок. УПД отправляется через оператора ЭДО дистрибьютору
и в «Честный ЗНАК».
Импортёр – заказывает коды маркировки в «Честном ЗНАКЕ». Направляет экспортёру файл для печати этикеток или готовые этикетки.
Экспортёр же наклеивает этикетки на товары и отгружает их. Когда товар пройдёт таможню, импортёр должен отчитаться в «Честный ЗНАК» о вводе продукции в оборот.
Дистрибьютор – сверяет коды на товаре с указанными в УПД, полученном от производителя или импортёра. Затем через оператора ЭДО регистрирует в «Честном ЗНАКЕ» получение товара.
При отгрузке табачных изделий в розничные магазины дистрибьютор сопровождает каждую партию товара электронным УПД.
Розничный магазин – отмечает приёмку табачной продукции от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу покупателю
с помощью онлайн-кассы. Данные о выбывании из оборота каждой единицы товара передаются в «Честный ЗНАК».
Особенность маркировки комплектов и упаковок

Когда табачные изделия, например пачки сигарет, собирают в блоки, на блок наносят один общий код.
Он содержит информацию о коде каждой пачки.
При объединении маркированных блоков в один короб можно создать агрегированный код.
Он содержит сведения о коде каждого блока.
Что нужно для работы с маркированным товаром

Как производителю маркировать табачную продукцию
Нанесение маркировки на продукцию – ответственность производителя. Ведь он находится в самом начале товарооборота.
Регистратор эмиссии и станция управления заказами – нужны обязательно. Это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения сгенерированных кодов маркировки. Регистратор безвозмездно выдаёт «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета
и заключения договора.
Прочая техника для печати кодов Data Matrix выбирается в соответствии с объёмами производства.