Обязательная маркировка упакованной воды


Всё, что нужно знать о маркировке бутилированной воды: сроки и правила в 2021 году, регламентирующие документы, штрафы за нарушения. Комплексные программные решения для автоматизации маркировки упакованной воды для розницы и опта от компании «Лиана».

Зачем нужна маркировка упакованной воды




Вода – фундамент деятельности любого живого организма. Здоровье человека в значительной степени зависит от качества потребляемой питьевой воды. Упакованная вода – пищевой продукт. Она должна быть абсолютно безопасна для людей и отвечать строгим требованиям к микробиологическому составу. Водопроводная же вода считается коммунальной услугой, а не пищевым продуктом.
Согласно отечественным нормативам, вода для питья делится на три вида: природная минеральная вода, природная питьевая вода и питьевая вода. Природная минеральная вода добывается из-под земли. По количеству содержащихся минералов она делится на три типа: столовая, лечебно-столовая и лечебная.
Лечебная и лечебно-столовая упакованная вода – эти воды следует пить, если их прописал врач. На их ярлыке указывается, от каких болезней вода помогает, из какого источника добыта.
Природная питьевая вода добывается из подземных или поверхностных водоёмов: из артезианских скважин, из родников и озёр, из ледников. Просто питьевая вода – это очищенная вода из того же источника, что и вода, поступающая в систему центрального водоснабжения.
В 2020 году в России произведено 6,5 млрд литров упакованной воды. От четверти до трети продаваемой в стране бутилированной воды – подделка. Таковы оценки государственных органов и независимых экспертов. Количество подделок увеличивается в тёплые месяцы года: с апреля по октябрь. Чаще всего фальсифицируют упакованную воду известных брендов. Низкокачественный «фейк» способен причинить существенный вред здоровью.
По сведениям Минздрава и Роспотребнадзора, питьё некачественной воды становится причиной следующих болезней: заболевания мочеполовой системы – 32,3 %; заболевания органов пищеварения – 26,9 %; новообразования, болезни костно-мышечных и соединительных тканей – 25,5 %; заболевания кожи и подкожной клетчатки – 15,3 %.
Обязательная маркировка минимизирует количество нелегально изготовленной воды в бутылках. Граждане смогут самостоятельно проверять подлинность каждой бутылки приобретаемой воды.

Кто контролирует маркировку бутилированной воды




На страже интересов общества и государства стоит Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства инспектируют предприятия торговли, где продают упакованную воду и иную продукцию, подлежащую маркировке. По обращениям граждан ведутся внеплановые проверки.

Проверить оригинальность минеральной, природной и питьевой упакованной воды может каждый россиянин. Инструмент контроля – мобильное приложение «Честный ЗНАК». Этот софт преобразовывает камеру смартфона в сканер кодов Data Matrix. При несоответствии информации в коде и реальности потребитель через приложение направляет сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Инспекторы ведомства выявят и оштрафуют нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.
Этапы и даты ввода маркировки упакованной воды


С 1 апреля 2020 года – начало эксперимента по маркировке бутилированной воды.
С 1 июня 2021 года – завершение эксперимента.
С 1 сентября 2021 года – производители и импортёры этих товаров должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
С 1 декабря 2021 года – производители и импортёры обязаны наносить коды Data Matrix на бутилированную минеральную воду.
С 1 марта 2022 года – обязательная маркировка производителями и импортёрами остальных видов упакованных вод.
С 1 сентября 2022 года – предприятия розничной торговли обязаны продавать маркированную бутилированную воду через кассу, с подачей сведений в «Честный ЗНАК».
С 1 ноября 2022 года по 28 февраля 2025 года – объёмно-сортовой учёт обязателен для всех участников оборота бутилированной воды. Кроме продаж через онлайн-кассы, им вменяется обязанность указывать в УПД, отправлять контрагентам и в «Честный ЗНАК» сведения о выводе партий товаров из оборота – с указанием кодов групповых и транспортных упаковок. Разрешается не указывать коды каждого экземпляра товара.
Объёмно-сортовой учёт применяется при оптовых закупках/продажах со сменой права собственности, при списании для собственных нужд, из-за утраты/порчи и т. п.
С 1 марта 2025 года – поэкземплярный учёт обязателен для всех игроков рынка упакованной воды: для импортёров и производителей, для оптовиков и розницы. В УПД потребуется вносить код каждой единицы товара, передавать эти сведения контрагентам и в «Честный ЗНАК».

Документы, регулирующие маркировку бутилированной воды




Бутилированная вода, подлежащая маркировке





Маркировке подлежит следующая упакованная вода – её перечень утверждён Постановлением Правительства № 348 от 27 марта 2020 года.

Наказание за производство и торговлю
упакованной водой без маркировки –
с 1 декабря 2021 года





За что накажут

______
Отсутствие Data Matrix кода
Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
Неполная информация в коде обязательной маркировки.
Что грозит за реализацию бутилированной воды
без маркировки






______
Производство и продажа продукции без маркировки – нарушение части 2 статьи 15.12 КоАП РФ и Федерального закона от 11 июня 2021 года № 204-ФЗ. За это предусмотрены штрафы.
__________________________________________________________________
Штрафы за изготовление и торговлю упакованной водой без цифровых кодов маркировки предусмотрены как для производителей, так и для продавцов.
Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.
__________________________________________________________________
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».
Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽
Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽
Физические лица от 2000 до 4000 ₽
__________________________________________________
__________________________________________________
Состав кода цифровой маркировки бутилированной воды



Каждый код маркировки имеет двухмерную кодировку для шифрования большого объёма данных.
Код идентификации Data Matrix для воды содержит:



Для каждой бутылки:

______
Код товара – 14 знаков
Индивидуальный серийный номер единицы товара – 13 знаков
Для транспортируемых упаковок с несколькими бутылками внутри:

______
При оптовой продаже каждую бутылку с водой нужно промаркировать. Затем, при объединении (агрегировании)
отдельных бутылок в упаковки для транспортировки, для каждой упаковки формируется код-агрегат.
Ключ проверки – 4 знака

Стоимость кода маркировки упакованной воды



50 копеек без учёта НДС – такая цена одного кода маркировки любого товара закреплена
в Постановлении Правительства РФ № 577 от 08.05.2019.

Участники маркировки упакованной воды



Производитель – регистрируется в «Честном ЗНАКЕ», получает в нём коды маркировки и размещает их на готовой продукции –
на этикетках бутылок или на пробках. После, перед отправкой воды дистрибьютору, производитель формирует электронный
универсальный передаточный документ УПД. В него заносятся все коды продаваемой воды. УПД направляется через оператора ЭДО
дистрибьютору и в «Честный ЗНАК».
Импортёр – заказывает коды маркировки в «Честном ЗНАКЕ». Высылает экспортёру файл для печати этикеток или готовые этикетки.
Экспортёр же наклеивает этикетки на продукцию и отгружает её. Когда продукция пройдёт таможню, импортёру следует уведомить
«Честный ЗНАК» о вводе продукции в оборот.
Дистрибьютор – сверяет коды на товаре с указанными в УПД, полученном от производителя или импортёра. Затем через оператора
ЭДО отмечает в «Честном ЗНАКЕ» получение товара.
При отгрузке бутилированной воды в розничные магазины дистрибьютор сопровождает каждую партию товара электронным УПД.
Розничный магазин – отмечает приёмку упакованной воды от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу покупателю с помощью
онлайн-кассы. Данные о выбытии из оборота каждой бутылки с водой передаются в «Честный ЗНАК».

Что требуется для работы с маркированной бутилированной водой


Как производителю маркировать бутилированную воду




Нанесение маркировки на продукцию – ответственность производителя. Ведь он находится в самом начале товарооборота. Для маркирования упакованной воды производителю понадобится следующая техника.

Регистратор эмиссии и станция управления заказами – нужны обязательно. Это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения сгенерированных кодов маркировки. Регистратор безвозмездно выдаёт «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета
и заключения договора.

Принтер кодов Data Matrix и аппликатор для их нанесения – выбирается в соответствии с объёмами производства.

Система Track & Trace – техника для считывания кодов с каждой бутылки и для дальнейшей автоматической агрегации в транспортные упаковки – выбирается, исходя из объёмов производства.